Устройство швов в бетонных полах
На складах, заводах, логистических терминалах, вокзалах и прочих объектах с большими нагрузками на полы, устраиваются промышленные бетонные покрытия. К ним предъявляют строгие требования по долговечности, герметичности, стойкости к истиранию, отсутствию пыления, легкости в эксплуатации.
В качестве основного материала для устройства полов промышленного назначения (склады, заводы, логистические терминалы, вокзалы, парковки) с большими нагрузками используются бетонные покрытия. При устройстве промышленных бетонных полов после заливки бетона и нанесения упрочняющих смесей и составов обязательным этапом является нарезка швов в бетонных полах. Нарезка швов в бетонных полах позволяет избежать появления хаотичных трещин, появление которых неизбежно в процессе созревания бетона. Трещины в бетоне появляются в результате испарения влаги с поверхности бетона, что приводит к его усадке. Деформационные швы в бетонных полах делятся на 3 типа – изоляционные, конструкционные и усадочные.
Швы, нарезанные в бетонных полах, подвергаются действию различных факторов: загрязнения, механические нагрузки, сколы – которые приводят к растрескиванию кромок и появлению трещин в бетоне. Для герметизации швов в бетонных полах используют специальные составы на полиуретановой основе. В шов на глубину около 1 см укладывается шнур из вспененного полиэтилена, затем шов заполняется полиуретановым герметиком.
Пол состоит из стяжки и финишного покрытия. Бетон в стяжке - достаточно хрупкий материал, который не способен поддерживать пластическую деформацию и при значительных нагрузках начинает крошиться. Трещины появляются и от перепадов температур. Для того чтобы ограничить подобные процессы, нарезают деформационные швы трех типов - изоляционные, конструкционные и усадочные.
Изоляционные швы
Во время эксплуатации все конструкции здания подвержены деформациям. Для того чтобы в местах соприкосновений бетонного пола и других элементов здания (фундамент, стены, колонны) необходимо устраивать изоляционные швы. Такие швы должны делаться вокруг всех колонн и вдоль стен.
При устройстве изоляционных швов надо учитывать несколько факторов: во-первых – воздействия внешней среды и нагрузка на бетонную стяжку, во-вторых – усадка бетона в процессе твердения. Поэтому изоляционные швы должны обеспечивать перемещение стяжки как горизонтально, так и вертикально.
Швы заполняются подготовленным волокном и герметиком или похожим материалом. Толщина шва обычно составляет 12-13 мм. Швы устраиваются до того, как произведут укладку бетона.
Усадочные швы
Бетон усаживается по мере высыхания. При этом стяжка сохнет неравномерно, а края стремятся стать выше центра. При помощи усадочных швов в бетонных полах можно избежать образования хаотичных трещин, сопровождающих этот процесс. По мере высыхания они открываются, образуя прогнозируемые трещины в нужных местах. Выполняются они за счет вставки швоформирующих реек в пластичный бетон или нарезаются после финишной обработки.
Конструкционные швы
Бетонные полы редко заливаются без длительных перерывов, так как большие площади или перебои в подаче смеси не позволяют сделать процесс непрерывным. Во время простоя состав набирает прочность, поэтому в местах стыковки материала с разными сроками укладки нарезают конструкционные швы.
Как происходит нарезка швов
Готовые швы должны быть чистыми и прямыми. Они выполняются после того, как только бетон станет достаточно прочным. Это позволяет избежать повреждения его лезвием. Существуют специальные швонарезчики, работающие по влажному бетону. Глубина швов составляет около трети от толщины стяжки.
Необходимо выполнять некоторые правила для того, чтобы в полах не появились трещины. Нарезать швы нужно:
● вовремя и на требуемую глубину;
● с нужным интервалом;
● с исключением внутренних углов и Т-образных пересечений между швами;
Участки должны иметь форму квадратов. Нельзя допускать треугольных участков, имеющих острые углы.
Герметизация швов в бетонной стяжке
Для облегчения уборки и обеспечения целостности швов, подвергающихся механической нагрузке, используют герметики. Их выбор зависит от условий эксплуатации и нагрузок на поверхность пола. Для пищевых предприятий применяют твердые составы, которые легко мыть. Для транспортных компаний выбирают варианты, способные выдержать повышенные нагрузки.